Детский сад "Дружинский" группа "Барбарики"
«Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность»Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок легко адаптировался к жизни после выхода из детского сада, чтоб свободно общался со сверстниками, умел самостоятельно находить пути предотвращения конфликта, мог предвидеть последствия своего поступка и высказанного им слова. Волнует родителей и то, насколько самостоятелен его ребенок в организации своей деятельности (подготовить необходимый материал, своевременно и правильно его разложить, по завершению работы аккуратно убрать на место и т.д.). Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми Безусловно, каждый воспитатель заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами. Современный педагог, занимающий активную педагогическую позицию, старается вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей. Тем более, что без родительского участия, процесс воспитания невозможен, или по крайне мере, неполноценен. Я понимаю, что без родительской поддержки и помощи в воспитании детей, создание для них уюта и радости – задача невозможная. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи , т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними. в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, НЕТРАДИЦИОННЫМ! А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагога, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками. И именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним. Начала я свою работу с проведения семинара-практикума с родителями своей группы по обучению их проектной деятельности. Полученные на семинаре знания родители могли применить, помогая мне разрабатывать или предлагать свои проекты по социально-личностному развитию дошкольников. Мы (родители и я) учились четко представлять проблему, которую необходимо решить, сформулировать цель и задачи, найти средства, понять, какие необходимо создать условия, и предвидеть результат. Почувствовав на собственном опыте все достоинства проектного метода, решили, что его применение вполне возможно в практике работы с детьми нашей группы. В течение учебного года было реализовано много совместных проектов: Книжкина неделя, неделя матери, пасхальное чудо, птицы- наши друзья и т.д. Хотелось бы остановиться на последнем проекте по благоустройству территории участка детского сада «Сказочный островок», который успешно был реализован. Было решено в преддверии весны и организации летней работы с детьми, разбить на территории детского сада цветники, благоустроить территорию участка. Родители же были заинтересованы в том, чтобы летний отдых детей был организован на фоне цветущего и красивого участка. С детьми провели ряд бесед, рассмотрели фотографии наших участков и пришли к выводу, что они не очень красивые, потому что мало цветов,значит надо цветы посадить. Украсить участок поделками, сделанными своими руками. Несколько занятий посвятили тому, чтобы дети сами поняли и сформулировали задачи, средства, условия, необходимые действия по реализации проекта и результат. Использовали картинки, фотографии, условные обозначения. По ходу работы над проектом выяснилось, что некоторые действия по его реализации невозможно выполнить без помощи родителей. Поставила для себя ЗАДАЧИ: 1. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в аспекте социально-личностного воспитания дошкольников. 2. Разработать интерактивные формы взаимодействия с родителями по реализации проекта. 3. Формировать ответственность родителей за участие в воспитательном процессе ДОУ. Предусмотрела такие формы сотрудничества с родителями: 1. «За круглым столом» - здесь обсуждались проблемы по темам трудового и нравственного воспитания детей, их социально- личностного роста, шел активный диалог между родителями. 2. «Родительский вечер», на котором прошла презентация педагогического и детского проектов, побудивших создание этого родительского проекта. 3.Родительский ринг, где родители решали: «Быть или не быть проекту?» на этом мероприятии шло обсуждение и утверждение плана выполнения проекта. 4. «Трудовой десант» - непосредственное выполнение мероприятий проекта. 5.Праздник «Вальс цветов» - как отчет по итогам реализации проекта. 6. Презентация проекта «Сказочный островок»
Проект по благоустройству территории ДОУ «Сказочный островок»
Разработали план реализации проекта. Согласно правилам проектного метода мы предположили ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: - создание цветников на территории детского сада. -благоустройство территории в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ; -создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; - создание на территории нашего дошкольного учреждения сюжетно-игровых композиций: Разработали соответствующий план совместных мероприятий осуществления проекта .
показ
Таким образом, главным рычагом активизации детской и родительской инциативы стало вовлечение их в проектную деятельность. Применение этого метода обеспечило: · высокую степень самостоятельности, инициативы воспитанников ; · развитие социальных навыков в процессе трудового взаимодействия со сверстниками и взрослыми; · приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности; · интеграция знаний, умений, навыков. Кроме того использование метода проекта обязало воспитателя: · выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя; · создавать личностно-ориентированное пространство: · выдерживать демократический стиль общения; · применять диалоговые формы взаимодействия с детьми; · сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду. Последовательная реализация проекта потребовала от участников творческого отношения, умения анализировать результаты своей работы с учетом уровня развития детей, условий социоприродного окружения детского сада и понимания взрослыми значимости совместной деятельности. В результате: · значительно расширился потенциал детей в области интеллектуального и морального развития , что позволит им успешнее адаптироваться к школьным условиям и быть успешнее в дальнейшем; · Обустроился участок детского сада, превратился в дом для растений и животных, созданы условия для наблюдения за их жизнью и развитием; · удалось сдружить взрослых и детей, сделать детский сад открытым учреждением; Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда. В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку. 29 октября 2014 в 10:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.