Детский сад "Дружинский" группа "Барбарики"

«Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность»

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок  легко адаптировался к  жизни после выхода из детского сада, чтоб свободно общался со сверстниками, умел самостоятельно находить пути предотвращения конфликта, мог предвидеть последствия своего поступка и высказанного им слова. Волнует родителей и то, насколько самостоятелен его ребенок в организации своей деятельности (подготовить необходимый материал, своевременно и правильно его разложить, по завершению работы аккуратно убрать на место и т.д.).

Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и  активно взаимодействовать с окружающими людьми

Безусловно, каждый воспитатель заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами. Современный педагог, занимающий активную педагогическую позицию, старается вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей. Тем более, что без родительского участия,  процесс воспитания невозможен, или по крайне мере, неполноценен. Я понимаю, что без родительской поддержки и помощи в воспитании детей, создание для них уюта и радости – задача невозможная.

Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи , т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов  сотрудничества с ними. в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, НЕТРАДИЦИОННЫМ!

А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагога, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И именно поэтому я  решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая

как раз и позволяет  решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей)  познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Начала  я  свою работу с проведения семинара-практикума с родителями своей группы по обучению их проектной деятельности. Полученные на семинаре знания родители могли применить, помогая мне разрабатывать или предлагать свои  проекты по социально-личностному развитию дошкольников. Мы (родители и я) учились четко представлять проблему, которую необходимо решить, сформулировать цель и задачи, найти средства, понять, какие необходимо создать условия, и предвидеть результат. Почувствовав на собственном опыте все достоинства проектного метода, решили, что его применение  вполне возможно в практике работы с детьми нашей группы.

В течение учебного года было реализовано много совместных проектов: Книжкина неделя, неделя матери, пасхальное чудо, птицы- наши друзья и т.д.

Хотелось бы остановиться на последнем  проекте по благоустройству территории участка детского сада «Сказочный островок», который успешно был реализован.

Было решено  в преддверии весны и организации летней работы с детьми,  разбить на территории детского сада цветники, благоустроить территорию участка. Родители же были заинтересованы в том, чтобы летний отдых детей был организован на фоне цветущего и красивого участка. С детьми провели ряд бесед, рассмотрели фотографии наших участков и пришли к выводу, что они не очень красивые, потому что мало цветов,значит надо цветы посадить. Украсить участок поделками, сделанными своими руками. Несколько занятий посвятили тому, чтобы дети сами поняли и сформулировали задачи, средства, условия, необходимые действия по реализации проекта и результат. Использовали картинки, фотографии, условные обозначения.  По ходу работы над  проектом выяснилось, что некоторые действия по его реализации невозможно выполнить без помощи родителей.

Поставила для себя ЗАДАЧИ:

1. Способствовать повышению педагогической компетентности  родителей в аспекте социально-личностного воспитания дошкольников.

2. Разработать интерактивные формы взаимодействия с родителями по реализации проекта.

3. Формировать ответственность родителей за участие в воспитательном процессе ДОУ.

Предусмотрела такие формы сотрудничества с родителями:

1. «За круглым столом» - здесь обсуждались проблемы по темам трудового и нравственного воспитания детей, их социально- личностного роста, шел активный диалог между родителями.

2. «Родительский вечер», на котором прошла презентация педагогического и детского проектов, побудивших создание этого родительского проекта.

3.Родительский ринг, где родители решали: «Быть или не быть проекту?»  на этом мероприятии шло обсуждение и утверждение плана выполнения проекта.

4. «Трудовой десант» - непосредственное выполнение мероприятий проекта.

5.Праздник «Вальс цветов» - как отчет по итогам реализации проекта.

6. Презентация проекта «Сказочный островок»

 

Проект  по благоустройству территории  ДОУ

«Сказочный островок»

 

Разработали план реализации проекта.

Согласно правилам проектного метода мы предположили ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- создание цветников на территории детского сада.

-благоустройство территории в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ;

-создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

- создание на территории нашего дошкольного учреждения  сюжетно-игровых композиций:

Разработали соответствующий план совместных мероприятий осуществления проекта

.

Мероприятия

  срок

ответственные

1

За круглым столом

апрель

Родители

2

Родительский вечер «презентация проектов» педагогического и детского

Апрель- май

Дети, родители, воспитатель

3

Родительский ринг

май

Родители

4

трудовой десант:

вывоз земли

закупка, вывоз досок

сооружение форм для цветников

заполнение цветочных форм землей

высадка рассады в грунт, конструирование поделок.

Май- июнь

Родители, дети, воспитатель

5

Праздник «Вальс цветов» как отчет по итогам реализации проекта

июль

Педагоги, родители, дети.

6

Презентация проекта«Сказочный островок»

август

Педагоги, родители, дети.

показ

 

Таким образом, главным рычагом активизации детской и родительской

инциативы стало вовлечение их в проектную деятельность.

Применение этого метода обеспечило:

· высокую степень самостоятельности, инициативы воспитанников ;

· развитие социальных навыков в процессе трудового взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

· приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности;

· интеграция знаний, умений, навыков.

Кроме того использование метода проекта обязало воспитателя:

·  выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя;

· создавать личностно-ориентированное пространство:

· выдерживать демократический стиль общения;

· применять диалоговые формы взаимодействия с детьми;

· сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду.

Последовательная реализация проекта потребовала от участников творческого отношения, умения анализировать результаты своей работы с учетом уровня развития детей, условий социоприродного окружения детского сада и понимания взрослыми значимости  совместной деятельности.

В результате:

· значительно расширился потенциал детей в области интеллектуального  и морального развития , что позволит им успешнее адаптироваться к школьным условиям и быть успешнее в дальнейшем;

· Обустроился участок детского сада, превратился в дом для растений и животных, созданы условия для наблюдения за их жизнью и развитием;

· удалось сдружить взрослых и детей, сделать детский сад открытым учреждением;

Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда. В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.

29 октября 2014 в 10:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.